Ежедневно
с 9:00 - 21:00
Работаем с частными и юридическими лицами Заказать звонок
 title=
Идея, облаченная в форму
 title=
Нет на свете дизайнера лучше, чем сама природа
 title=
Гармония природы и искусства
 title=
Красота в каждом метре
Статьи

Садово-парковое искусство Москвы: история возникновения и становления

Садово-парковое искусство Москвы: история возникновения и становления

 Садово-парковое искусство одна из  составляющих частей мировой культуры, наряду с архитектурой, изобразительным искусством, музыкой. Этот вид искусства возник в эпоху рабовладельческого строя, когда богатая знать стала украшать территории своих дворцов и культовых храмов зелёными растениями.

      Садово-парковое искусство связано с созданием садов и парков и озеленением территорий.

      Садово-парковое искусство Москвы также прошло долгий исторический путь с момента его зарождения и до настоящего времени.

      Этаинтересная и глобальная тема стала предметом изучения  культурологов, искусствоведов, историков, специалистов в области ландшафтного дизайна.

      Исследователи говорят о том, что первые исторические сведения о русских садах датируются 12 веком, На Руси раньше всех они появились в Киевском и Владимирском княжествах. Кроме княжеских усадеб сады и парки стали создавать и при монастырях. В Европе на территориях монастырей обустраивались виноградные плантации, налаживалось виноделие.

      Всем хорошо известна большая просветительская роль и личный вклад царя Пётр  I в появление различных нововведений в России, в том числе и садо́во-па́ркового иску́сства. Не удивительно, что именно во времена его правления в Петербурге появились первые сады по европейским образцам, для проектирования которых из-за границы приглашались самые знаменитые архитекторы, а для обслуживания - иностранные садовники.

      Знаменитые московские аптекарские сады при монастырях стали базой для появления многочисленных ботанических садов, в том числе современного Ботанического сада МГУ в Москве. Его основателем также считается Пётр  I.

         Ярким примером садового искусства в Москве в тот же период (17 век) могут служить сады Кремлёвского дворца. Они получили своё название «верховые» от места их  расположения в верхних этажах зданий. За богатое декоративное убранство их ещё называли–красные, то есть- красивые.

      По определению «сад», наряду со своими декоративными функциями, это  прежде всего объект сельскохозяйственного, утилитарного  назначения.

       Поэтому в русских имениях на садово-парковых участках всегда были плодовые деревья, ягодные кусты, грядки с аптекарским огородом, искусственные пруды для разведения рыбы, покосные луга.

      Следует подчеркнуть, что садово-парковые ансамбли дворянской знати в России и Москве по своей композиции всегда строились на основе принципов сочетания двух стилей ландшафтного дизайна: регулярного (классического) и пейзажного,  имитирующего естественный ландшафт и обеспечивающий связь с окружающей природой.

      В середине 18 века  садово-парковое искусство России обогащается за счёт появления парков в классическом регулярном  стиле с характерным для них рациональным проектированием пространства территории, строгой симметрией и геометрически четкими композициями, с учетом рельефа местности и умелым использованием естественных водоёмов. К таким паркам относятся Анненгофский парк в Москве и  усадьба  Архангельское  в Кускове под Москвой.

      Усадьба  Архангельское и сегодня одно из красивейших и посещаемых исторических мест в Подмосковье. В эпоху классицизма в усадьбе Архангельское в стиле  барокко был создан сад на террасах. Его парадную часть украшает невероятно большое количество скульптур декоративного, классицистического и мемориального характера в комбинации с колоннами, обелисками, балюстрадами.  Говорят, что для приобретения этой садово-парковой скульптуры  владелец усадьбы князь Юсупов специально скупал целые имения, например, усадьбу Горенки, принадлежащей графу Алексею Разумовскому.

       Примером использования принципов пейзажной планировки в садово-парковом искусстве и этого ландшафтного стиля в Москве является парк в Кузьминках, насыщенность скульптурой здесь уже была невелика.

      Историки отмечают, что садово-парковое искусство как таковое в 19 веке ещё было востребовано и имело художественную ценность. В ряде стран отмечалось стремление восстановить сады прошлого и вернуть им первозданный вид. Но в России уже намечался упадок и разрушение исторических садов и парков, вплоть до их уничтожения, например, так погиб сад врача Бидлоо в  Москве.    Там же от урагана в начале  20 века сильно пострадала Лефортовская роща.

      Позднее в прошлом веке в результате природных катаклизмов, революций, войн, смены власти и хозяев, отсутствия ухода и финансирования на содержание, уникальные исторически сложившиеся садово-парковые ансамбли практически перестали существовать.

      Садово-парковое искусство это творческий вид деятельности таких специалистов как ландшафтный дизайнер, дендролог, биолог с живым, постоянно видоизменяющимся растительным материалом, умеющих  грамотно выполнять  работы по созданию парков, садов и озеленению, сочетать естественный природный и искусственно созданный ландшафт, способных объединить элементы  природы и художественного творчества человека в единое целое.

       Специалисты  студии ландшафтного дизайна компании GardenDesign могут быть полезны в решении вопросов сохранения имеющихся и создании новых садово-парковых ансамблей, а также в вопросах  озеленения Москвы и Московской области.  Для этого компания Garden Design владеет всем необходимым материально-техническим и кадровым потенциалом.